Функциональная грамотность

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

– критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

– осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.


Нормативные документы

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 года № 03-1526 “О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности”

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 года № ТВ-94-04 “Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности”

Приказ Рособрнадзора и Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 года № 590/219 “Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся”


План мероприятий «Формирование функциональной грамотности школьников» МБОУ "Академическая СОШ" на 2022-2023 учебный год


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся


Информационно-аналитическая справка по результатам мониторинга выполнения заданий ВПР в 2022 году, содержание которых включает задания по функциональной грамотности


Примеры заданий по функциональной грамотности

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы).


Комплексная работа 10 класс (демо-версия).


Комплексная работа 7 класс (демо-версия).


Комплексная работа 7 класс спецификация и ответы.


Электронный банк заданий по функциональной грамотности на платформе Российской электронной школы: https://fg.resh.edu.ru/ 

Инструкции:

  • Видеозапись о доступе к электронному банку заданий ФГ: https://youtu.be/sXa29f7PLLE
  • Видеозапись о создании мероприятия для обучающихся: https://youtu.be/JxMoPZE3E0w
  • Видеозапись об экспертизе ответов учеников на открытые задания работы: https://youtu.be/cMtNpPKoWMM